Персональный сайт учителя - логопеда
|
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе, 1-16 зан., В.В.КоноваленкоЗанятие № 1 ТЕМА: «Звук и буква У». Цель: 1. Чёткое произнесение звука. 2. Выделение начального ударного гласного. 3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа). 4. Знакомство с буквой У. Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, утёнок, умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник, антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, тетради карандаши, разрезные азбуки. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика и гимнастика рук. 3. Знакомство с темой – выделение на слух звука [У] из слов: улица, умный, Уля. 4. Длительное произнесение звука [У]: а) логопедом; б) детьми (хором, индивидуально); в) тихим и громким голосом; г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зеркалах), за воздушной струёй, голосом; д) характеристика звука [У]: поётся – гласный. 5. Выделение звука [У] на слух (с закрытыми глазами): а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу иуа, уиа…; б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август,(паук, курица, кот, петух, гамак, туфли, тапки)… . 6. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля… . 7. Физкультурная минутка. 8. Выделение звука [У] на слух и в произношении по предметным картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук [У]. 9. Припоминание ранее рассмотренных картинок на звук [У]. 10. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание её в разрезной азбуке, обведение контура, печатание буквы на доске и в тетрадях. 11. Припоминание раннее рассмотренных картинок на У. 12. Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом предложений с обязательным использованием ранее предъявленных картинок на У: В реке плавает ( утёнок). На берегу громко крякает (утка). У ребёнка болит (ухо). Мама включила электрический (утюг). На листке сидит (улитка). В лесу живёт огромный (удав). Мама чистит (умывальник). 13. Итог занятия. - Учили звук и букву У. - Звук [У]– гласный. Домашнее задание: 1. Игра «Что изменилось?» - упражнение с четырьмя картинками. 2. Игра «Назови первый звук» - выделение первого ударного гласного в слове. 3. Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица). 4. Печатание на асфальте буквы У. Подг.гр ФФН
Занятие № 2 Тема: « Звук и буква А». Цель: 1. Чёткое произнесение звука. 2. Выделение начального ударного гласного (повторение). 3. Анализ звукового ряда из двух гласных. 4. Развитие внимания и памяти. 5. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах единственного числа). 6. Знакомство с буквой А. Оборудование: предметные картинки (автомат, альбом, антенна, бинт, бант, утюг,айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли, тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур). 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 3. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У. 4. Знакомство с темой – выделение звука [А] из слов: август, аист, адрес, автор, Аннушка. 5. Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально). Вывод: звук [А] – гласный. 6. Выделение звука [А] на слух ( с закрытыми глазами): а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа…; б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…; в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, ( туфли , тапки, бант, бинт, бунт, книжный)… . 7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»: ау уа аи иа иу уи ао оа 8. Выделение звука [А] в произношении в словах по предметным картинкам: А) хоровое проговаривание; Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»; В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А: «Чего не стало?» - 6 картинок; «Что изменилось?» - 4 картинки. 9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа – игра «Закончи предложение» ( по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность): На крышу поставили телевизионную … . Солдаты стреляют из … . Дети рисуют красками в … . Мама варит варенье из … . Дети гуляют по садовой … . 10. Физкультурная минутка ( пальчиковая гимнастика). 11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и в тетрадях. 12. Итог. - Какой звук изучали? - Какой это звук? - Почему он гласный? - Какой ещё знаете гласный звук? Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо, .втомат, .тка, .нтенна, .льбом, .тюг, .мывальник, .дав, .мник, .така, .атомобиль, .литка. Домашнее задание: 1. Игра « Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа). 2. Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» - развитие внимания и памяти. Подг.гр ФФН
Занятие № 3 Тема: «Звуки [А] , [У]». Цель: 1. Чёткое произнесение и сопоставление звуков [А], [У]. 2. Выделение ударных и безударных звуков [А], [У] в начале слова. 3. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков. 4. Анализ звукового ряда из трёх гласных. 5. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в соотнесении с количественными числительными один, одна, одно. Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утёнок, утка, альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник), тетради, карандаши, магнитная азбука (демонстрационная), разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Организационный момент ( припоминание и называние картинок на [А], [У]). 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 3. Отгадывание по артикуляционной позе звуков [А], [У]. 4. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков [А, У]. 5. Различение на слух звуков [А] – [У]: а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а … (один ряд – команда хлопает на звук [А], другой ряд – на [У]); б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук …; в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист, авиация, уксус, узор, азбука, ужин, утро… . 6. Различение звуков [А] – [У] в произношении: а) проговаривание слов по предметным картинкам; б) отбор картинок на звук [У]; в) отбор картинок на звук [А]. (Дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на запоминание.) 7. Физкультурная минутка. 8. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных: ауу уау аау ууа ауа уаа 9. Анализ звукового ряда из трёх гласных (см. № 7): а) назови первый звук; б) назови последний звук; в) сосчитай звуки. 10. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками – «Выложи буквы». 11. Игра «Телефон» - вспомни и назови свою картинку. Упражнение в различении и употреблении рода имён существительных. 12. Итог занятия: - Какие звуки мы сегодня вспоминали? - Какие это звуки? - Почему они гласные? Домашнее задание: 1. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных. 2. Игра «Эхо» - называние первого звука ([А],[У]) в словах. 3. Игра «Сосчитай и назови звуки» (три гласных). 4. Игра «Отгадай картинку». 5. Игра в мяч – припоминание картинок и называние их с количественными числительными один, одна, одно.
Подг.гр ФФН
Зангятие № 4 Тема: «Звук и буква И». Цель: 1.Чёткое произнесение звука. 2. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных. 3. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а. 4. Развитие внимания и памяти. 5. Знакомство с буквой И. Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт, бинт, лилия, малина, бант, калина, калитка, будильник, утюг, улитка, туфли,дуб), предметные картинки для упражнения в образовании именительного падежа множественного числа существительных (дыня,муха,нога, конь, книга,,мак, петух, улитка, утюг, паук, дом,окно,утёнок),индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Организационный момент ( припоминание картинок на [У],[А]). 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 3. Повторение изученных гласных [А], [У]. 4. Знакомство с темой – выделение на слух звука [И] из слов: игры, иволга, ивушка, Иглы, Инна. 5. Произнесение звука [И] (логопедом, детьми), наблюдение за положением артикуляционных органов, звучанием, характеристика звука: поётся – гласный. 6. Выделение на слух звука [И]: а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои…; б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…; в) из слов: ириска, апрель, избушка,инженер, абрикос, ананас,испугаться, уголок, удивляться...; г) из имён: Анна, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья… . 7. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: ауи, аиу, уиа, уаи,иуа, иау (определение первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов). 8. Физкультминутка. 9. Выделение звука [И] в произношении: а) проговаривание картинок; б) отбор картинок на звук [И]; в) игры на развитие внимания и памяти с этими картинками: «Что изменилось», «Отгадай указанную картинку».
г) договаривание предложений словом ива (по картинке) в косвенных падежах: Дети посадили во дворе маленькую … . Всё лето они ухаживали за … . Весной распустились зелёные листочки на … . Дети весело играют под зелёной … . Они поставили скамейку под своей … . Вместе с воспитателями они посадили цветы около … . 10. Упражнение в употреблении по образцу именительного падежа множественного числа существительных – игра «Эхо»: дыня – дыни мак - паук - муха - петух - дом - нога - улитка - лебедь - конь - утка - индюк - книга - утюг - линейка - окно - утёнок - калитка - 11. Знакомство с буквой И: - рассматривание буквы, - отыскивание её среди других, - обведение контура, печатание. 12. Итог занятия: - произнесение звука [И] - характеристика; - припоминание картинок на И. Домашнее задание: 1. Игра на внимание « Что изменилось?» 2. Игра «Сосчитай и назови звуки» (оуи, аиу, иуа, иау, уои, уои, уиа) 3. Воспроизведение звуковых рядов (см № 2) 4. Печатание на асфальте звука [И]. Подг.гр ФФН
Занятие № 5 Тема: «Звуки [П] [П’]. Буква П».
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [П] –[П’] – [Б] 2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип. 3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по образцу – согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе. 4. Знакомство с буквой П. 5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание обратных слогов. Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемёт, паук, попугай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита), сюжетные картинки (Петя (Поля) поёт. Дети поют .Петя (Поля) подметает. Петя (Поля) Наливает воду. Петя (Поля) выливает воду. Петя (Поля) поливает пионы), индивидуальные зеркала, тетради карандаши, разрезные азбуки. Индивидуальные цветные метки на местах детей (любой формы). Ход занятия. 1. Оргмомент ( называние индивидуальных меток по цвету). 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 3. Повторение и характеристика изученных гласных. 4. Знакомство со звуками [П], [П’]: а) выделение повторяющегося звука [П]: сноп, глуп, хлоп, панама…; произнесение его логопедом, детьми; характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный, активно участвуют губы – губной; б) выделение звука [П’]: сыпь, петь, накипь, Петя, пять…; в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием. Вывод: [П] – твёрдый – ап, уп, ип; [П’] – мягкий – апь, упь, ипь; 5. Различение [П]-[П’] на слух ( выделение П): а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь,ипь…; б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…; в) Игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя ап-ап-ап – апь-апь-апь по-по-по – пя-пя-пя оп-оп-оп – опь-опь-опь пу-пу-пу - уп-уп-уп – пы-пы-пы - топ-топ-топ- 6. Дифференциация в произношении по картинкам: а) проговаривание названий картинок на панно; б) отбор картинок на звук [П], игра с ними на развитие внимания и памяти «Назови указанную картинку». в) отбор картинок на звук [П’] – игра на внимание и память «Запомни, повтори, положи» (3-4 картинки). 7. Физкультминутка. 8. Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип: а) выделение первого гласного; б) выделение последнего гласного; в) полный анализ слога; г) синтез обратного слога. 9. Воспроизведение слоговых рядов: ап-оп-уп ап-оп-уп-ип ап-уп-оп оп-уп-ип-ап оп-уп-ап уп-ип-ап-оп 10. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу: Поля поёт. Петя поёт. – Дети поют. Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными. 11. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение контура, печатание их. 12. Итог занятия: - Какие звуки изучали? - Какие они? - Вспомни картинки. - Игра «Отгадай последний звук»:сто., хло. ,глу., пото., су., то. . Подг.гр ФФН Занятие № 6 Тема: «Звук и буква Т».
Цель: 1. Чёткое произнесение звука. 2. Дифференциация на слух Т-Д-К. 3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п…). 4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит.Воспроизведение слоговых рядов. 5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью вопросов, объединение их в рассказ. 6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именительном и винительном падежах и существительных. 7. Знакомство с буквой Т, печатание. Оборудование: предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, пулемёт, охотник, гамак, хобот, конфета, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, лифт, дыня ), сюжетная картинка «Толя и Тома лепят…», индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия. 1. Организационный момент (припоминание картинок на [П]-[ П’]). 2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 3. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление. 4. Знакомство со звуком [Т]: а) выделение на слух из слов:торт, корт, гимнаст, хвост,мост, трамвай, тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка…; б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за артикуляцией и звучанием, характеристика: согласный, зубной. 5. Дифференциация Т-Д-К на слух: а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т… ; б) в словах: том, дом, коп, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как, так, папа, туфли, мост, сноп, кулак, хвост…; в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картинки, дети отбирают и проговаривают картинки на Т. 6. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными картинками ( припоминание рассмотренных ранее картинок на Т – «Отгадай указанную картинку»- 6 картинок на панно перевёрнуты). 7. Звуковой анализ обратных слогов: ап уп ип оп ат от ит от Назови последний звук. Какой он? Назови первый звук. Какой он? Сколько всего звуков в слоге? 8. Воспроизведение слоговых рядов: Ат-от-ут-ит От-ут-ит-ат Ут-ит-ат-от Ит-ат-от-ут 9. Фзкультминутка. 10. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание. 11. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа), преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, ат с последующим печатанием трёх из них. 12. Составление рассказа по сюжетной картинке: а) рассматривание картинки; б) называние или отбор имён на Т: Аня, Маша, Толя, Оля, Лена, Поля, Аля, Эдик, Коля, Толя, Павлик; в) отыскивание и называние предметов на звук [Т]; г) составление предложений с помощью вопросов: Что это?Кто это? Что делает Толя? Коля? Что он(а) лепит? Что у Толи? Томы? д) объединение предложений в рассказ: Вот комната. Это Толя. Это Тома. Тома лепит утку. У Томы утка. Толя лепит танк. У Толи танк. е) заучивание рассказа. 13. Согласование количественных числительных 1,2,5 в именительном и винительном падежах и существительных – договаривание предложений: У Томы 1 … утка. (2…,5…) У Толи 1 … танк. (2…,5…) Тома слепила 1 … утку. (2…,5…) Толя слепил 1 … танк. (2…,5…). 14. Итог занятия. Произнесение, характеристика звука Т, припоминание картинок, договаривание слов: бин., бан., лиф., хобо., полё., футболис., хоккеис., ко., ки., самока. . Подг.гр ФФН Занятие № 7 Тема: «Звуки [П] – [Т]». Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков. 2. Выделение последнего глухого согласного в слове. 3. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. 4. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной азбукой, чтение и печатание. 5. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5 и существительных. Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан,, петух, будильник, пальто, пулемёт, паук, попугай, пять, паутина, полята, липа, пень, подкова, плита, танк, туфли, вата, дом, утка, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, пулемёт, охотник, гамак, хобот, конфета, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, лифт, дыня) на столах у детей, сюжетная картинка «Семья», два панно, тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент (припоминание картинок на П Т). 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Повторение звуков [П], [Т]: произнесение, сопоставление, характеристика. 4. Воспроизведение слоговых рядов: ап-ат ап-ат-ап ат-ап ат-ап-ап ап-ап-ат ат-ат-ап ап-ат-ат ап-ат-ап (то же с гласными У, И); па-та па-та-та та-па па-па-та та-па-па па-та-па та-та-па та-па-та 5. Звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов: а) анализ слогов: ап, ат, ит, ип, уп, ут; б) преобразование: ап-ат-ип-ит-ип-уп-ут; в) синтез (договаривание): а + п (т) = ап (т) у + т (п) = ут (п) и + п (т) = ип (т) 6. Упражнениея с разрезной азбукой: составление, преобразование, чтение обратных слогов (см. 5 б). 7. Физкультминутка со скороговоркой: От топота копыт пыль по полю летит. (С ускорением проговаривания и движений). 8. Различение на слух и в произношении в словах звуков [П ]– [Т]: а) выделение слов на [П], затем на [Т] из скороговорки; б) игра «Две рейки» с картинками на [П] и [Т] на столах у детей); в) отбор картинок на [П], затем на [Т] в конце слова. 9. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-: а) по предметным картинкам на панно по данному образцу: У Коли петух. – Это Колин петух. У Томы утка. – Это Томина утка. б) подбор словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными к сюжетной картине «Семья». Петин автомобиль, папино пальто, Танины кубики, Петина кофта. 10. Закрепление согласования количественных числительных 1,2,5 и существительных – договаривание предложений: Рано утром поёт 1 … петух. Рано утром поют 2 … петуха. Рано утром поют 5 … петухов. Мама покупает 1 … батон. (2…, 5…). Поля поливает 1 …пион (2, 5) Под крыльцом мяукают 2 … кота (5). Тоня завязывает 1… бант (2, 5). В озере плавает 1… утка, 1… утёнок.(5, 5) На огороде выросла 1… тыква (2, 5). В саду зеленеет 1 … липа (2, 5). Тома надевает 1 … кофту (2, 5). 11. Итог занятия: - Какие звуки сравнивали?Сопоставление их. - Игра «Закончи слово»: ко., лиф., око., сто., бан., бин., хло., сно.,вин., пото., бале., биле., сиро., топо., хобо., гало. . - Игра «Бегите ко мне» - у кого картинки на П ,Т в конце слова. Подг.гр ФФН Занятие № 8 Тема: «Звуки [К] – [К’]. Буква К». Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков. 2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов. 5. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа Существительных. 6. Знакомство с буквой К, печатание, упражнения с разрезной азбукой. Оборудование: предметные картинки (конь, кот, коньки, книга, паук, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, кепка, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, дудка, будильник, конфета, окно, кофейник, лифт, гамак, нога, хобот, панама), сюжетная картинка «Котята», тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Повторение ранее изученных гласных и согласных, сопоставление 4. Знакомство со звуками [К] [К’]: а) выделение на слух из слов: кролик, палка, башмак –[ К]; кит, кефир, пакет – [К’]; б) произнесение попеременно[ К] – [К’] логопедом, детьми (хором, индивидуально); в) характеристика звуков: оба согласные (не поются), один твёрдый – [К], другой мягкий – [К’] 5. Различение [К] – [К’]: а) в слогах: ка, кя ,ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак …; б) в словах: кот, кит, корка, кошка, киска, кило, кубик, кирпич, корабль …; в) Игра «Наоборот»: ка – кя ак – акь ко - ок – ку - ук – кы - ык - г) по картинкам на панно: - проговаривание названий всех картинок; - отбор картинок на [К’], затем на [К] ( остаются картинки на Г,Х,Т,П). 6. Определение последнего согласного в слове – игра « 1-2-3». 7. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: ак, ок, ук, ик; Преобразование слогов: ак – ка, ок-ко, ук-ку, ик-ки. 8. Воспроизведение слоговых рядов: ак-ок-ук-ик ка-ко-ку-ки ок-ук-ик-ак ко-ку-ки-ка ук-ик-ак-ок ку-ки-ка-ко ик-ак-ок-ук ки-ка-ко-ку 9. Физкультминутка. 10. Знакомство с буквой К: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание. 11. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа обратных слогов, чтение, преобразование в прямые, анализ, чтение: ак-ка ук-ку ик-ки печатание 6 слогов : ак-ка ук-ку ик-ки. 12. Составление рассказа по сюжетной картине «Котята»: а) подбор имён на К: Таня, Тома, Валя, Катя, Поля, Петя, Коля, Толя, Дима, Саня; б) беседа: Сколько котят у тёти Кати? Кому отдаёт котёнка тётя Катя? Как будет Коля относиться к котёнку? в) заучивание рассказа: У тёти Кати пять котят. Одного котёнка тётя Катя отдаёт маленькому Коле.У Коли будет котёнок. Коля будет любить котёнка. 13. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа существительных: а) припоминание названий рассмотренных ранее картинок на [К] – [К’]; б) составление предложений по образцу по индивидуальным картинкам (по памяти): У меня нет коня. 14. Итог занятия. Игра «Закончи слово»: ма., мая., вени., вено., тан., индю., гама., пау., охотни., куби., ботино. . Подг.гр ФФН Занятие № 9 Тема: «Звуки [П] – [Т] – [К]». Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков. 2. Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. 3. Звуковой анализ прямого слова. 4. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, ку под диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. Оборудование: предметные картинки ( пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемёт, паук, попугай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита, танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, охотник, гамак, конфета, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, дыня конь, коньки, книга, мак, маяк, венок, кепка, кубики, клюква, юбка, ботинки, дудка, будильник, конфета, окно, нога, панама), тетради, карандаши, разрезные азбуки, магнитная азбука ( демонстрационная). Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Отгадывание звуков [П], [Т], [К] по артикуляционной позе. 4. Произнесение сопоставление, характеристика звуков [П],[ Т], [К], 5. Выделение звуков [П], [Т], [К] в начале слова – игра «Эхо»: плита - П кот – К паук –П попугай – П конфета – К топать – К танк – Т тапок – Т калитка – К кухня – К тахта – Т кубики – К и т.д. 6. Различение звуков [П]-[Т]-[К] в произношении по предметным картинкам: а) проговаривание слов по картинкам; б) игра на развитие внимания «Что изменилось?»; в) отбор картинок вначале на [П], затем на [Т], на [К] (дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на запоминание). 7. Воспроизведение слоговых рядов: па-та-ка па-ка-та та-ка-па та-па-ка ка-па-та ка-та-па (То же с гласными О, У, Ы). 8. Физкультминутка. 9. Звуковой анализ прямых слогов: па та ку пу ту ку складывание их из букв магнитной и разрезной азбуки. 10. Печатание прямых слогов. 11. Игра «Потерялись маленькие слова» договаривание предлога на или под: Кот спит … диване. Паук сидит … стене. Кот сидит … диваном. Толя едет … коне. Кофейник стоит … столе. Курица ходит … тополем. Туфли стоят … диваном. Катя стоит … тополем. Книга лежит … столе. Попугай сидит … ветке тополя. 12. Закрепление употребления предлогов на, под – составление предложений с этими предлогами по индивидуальным картинкам и опорному слову диван. 13. Итог занятия: - игра «Запомни и назови» (3-4 слова на изучаемые звуки); - игра «Бегите ко мне» (припоминание слов на [П], [Т], [К]); - игра «Закончи слово» (со., су., ко., ма., то., ба., като., бан., бин., вино., лиф., биле., сно., бале., вени.).
Подг.гр ФФН Занятие № 10. Тема: « Звук и буква О» Цель: 1. Чёткое произнесение звука. 2. Выделение звука [О] (под ударением после согласного). 3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.). 4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа существительных – составление предложений по предметным картинкам со словом много по данному образцу. 5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной азбукой. Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, каток, окна, окно, мойка, пальто, венок, вагон, хобот, батон, бидон, ноги, двойка, тополь, окунь, ноты, подкова, комната, кофта, бинокль, альбом, пион, удод, охотник, бинт, вата, туфли), сюжетная картинка «Каток», тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент ( припоминание картинок на А, У, И,). 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение, сопоставление. 4. Знакомство с темой по результатам игры «Четвёртый лишний»: а) кот, заяц, медведь, лиса корова, коза, собака, окунь редиска, лимон, огурец, тыква диван, кровать, окно, стул; б) припоминание названий выделенных картинок, воспроизведение ряда слов: кот – окунь – лимон – окно; в) выделение звука [О] из данного ряда слов. 5. Произнесение звука [О], характеристика звука, наблюдение за артикуляцией и фонацией. 6. Выделение звука [О]: а) из звукового ряда: о, а, у, и, у, о, и, а, о, а, у, о, и, э…; б) из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, Ки, ко, ку, по, ут…; в) из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, мотор, жук, такси, торт, картон…; 7. Формирование навыков звукового анализа: а) выделение гласного после согласного в прямом слоге, преобразование: ка - ко пу - по тэ - то ти – то б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком [О]: по-то-ко по-ко-то то-по-ко то-ко-по ко-по-то ко-то-по в) выделение звука [О] после согласного по ударением в словах по картинкам – игра «1, 2, 3» - отыскивание картинок на [О] в начале слова, в конце слова; - рассматривание оставшихся картинок. Вывод: звук [О] в середине слолва ( после согласного). 8. Физкультминутка. 9. Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание. 10. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов: Ок - ко оп - по от - то 11. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа существительных ( единственное и множественное число), составление по индивидуальным картинкам предложений со словами много, нет по образцу: а) подбор имён на звук [О]: Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя; б) Игра «Много – нет»: У Толи много лимонов. УТомы нет лимонов (лимона). 12. Итог занятия. - Произнесение и характеристика звука [О]. - рассматривание картины «Каток». - придумывание слов со звуком [О] к этой картине: Коля, Толя, Тома, Тоня, каток, водой (при необходимости помощь логопеда: Придумайте имена со звуком О. Что делают Толя и Коля? Что тут будет? Кого будут катать Толя и Коля?). Подг.гр ФФН Занятие № 11 Тема: «Звуки [Й] – [Л’]». Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков. 2. Закрепление представлений о мягкости согласных. 3. Упражнение в различении существительных мужского, женского и среднего рода, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными. 4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем времени (без 2-го лица единственного числа). 5. Приставочные глаголы – составление предложений по сюжетным картинкам. 6. Образование относительных прилагательных от названий деревьев: липа, клён, тополь, калина и т.п. Оборудование: предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, бельё, копейка, юбка, яхта, майка, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян), сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола лить(поливать тюльпаны, наливать воду, выливать), сюжетная картинка «Дети помогают маме». Ход занятия. 1. Оргмомент (припоминание картинок на [К] – [К’]). 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика гимнастика. 3. Выделение звука [Л’] из слов: линейка, клей, лилия, сталь. 4. Произнесение и характеристика звука [Л’] : согласный, плавный, мягкий. 5. Выделение звука [Л’] на слух, произношение, дифференциация [Л’] – [Й]: а) ля, я, ли, аль, ай, й, лю, Юль, ю, ле, ель, е…; б) ёлка, яблоко, ёж, лёд,юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…; в) по картинкам на панно: - проговаривание, отбор картинок на [Л’]; - составление словосочетаний с притяжательными местоимениями моё, мой, моя (по данному образцу: Это мой лев). 6. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: аль, Оль, уль, иль. 7. Воспроизведение слоговых рядов: аль-оль-уль-иль ля – лё – лю – ли и т.д. 8. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола лить: а) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов: Лена поливает тюльпаны. Коля поливает тюльпаны. Оля наливает воду в лейку. Толя наливает воду в лейку. Люда выливает воду из лейки. Лёня выливает воду из лейки. б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное: Лена и Коля поливают тюльпаны. Оля и Толя наливают воду в лейку. Люда и Лёня выливают воду из лейки. в) преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени: Лена и Коля поливали тюльпаны. Оля и Толя наливали воду в лейку. Люда и Лёня выливали воду из лейки. 9. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исключается 2 лицо единственного числа): Поливать лилии. Лепить оленя. Клевать клюкву. 10. Физкультминутка со скороговорками: Ехали мы ехали, до клёна доехали, клён мы объехали и домой поехали (то же с липой, елью, тополем). 11. Составление рассказа по картине «Дети помогают маме»: а) образование полных имён: Толя – Анатолий Лена – Елена Илюша – Илья б) подбор названий деревьев и кустарников со звуком [Л’]: тополь, клён, липа, калина, малина; в) беседа: Что делает Елена? Кому помогает Елена? Что делают Анатолий и Илья? Чего здесь будет много? г) объединение ответов в рассказ, заучивание: Дети помогают маме. Елена помогает маме мыть окна. Анатолий и Илья копают ямы. Тут будет много клёнов, лип, тополей, калины, малины. 12. Образование относительных прилагательных от названий деревьев, кустарников – Игра «Устроим аллеи в новом саду»: Из клёнов – кленовая из лип – липовая Из тополей – тополевая из калин – калиновая. 13. Итог занятия: - произнесение звука [Л’], характеристика; - игра «Закончи слово»: тю.., мо.., е.., ию.., уго.., ме. . Подг.гр ФФН Занятие № 12. Тема: «Звуки [Х] – [Х’]. Буква Х»
Цель: 1.Чёткое произнесение и различение звуков, знакомство с буквой Х. 2. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. 3. Закрепление понятия мягкий согласный. 4. Развитие внимания, памяти, мышления. 5. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5, 9 и существительных. 6. Закрепление различения существительных по родам – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. Оборудование: предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, петух, петухи, хобот, хоккей, охотник, хлев, хата, хек, яхта,, выхухоль, хвоя, тахта, ухо, мох, бухта, пихта), тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Повторение изученных согласных, различение твёрдых и мягких на слух: Т – Т’ П – П’ К – К’ 4. Знакомство с темой – выделение звуков [Х] –[Х’] из ряда слов (в начале слова): Хвост, холм, хруст, характер, хор, хижина, хитрый, химия, хирург, хищник… . 5. Произнесение звуков, сопоставление, характеристика, знакомство с буквой Х. 6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза: а) звуковой анализ прямого слога ха: выделение гласного, стоящего перед ним согласного, определение количества звуков; б) преобразование прямых слогов ха-хо-ху-хэ-хи с последующим анализом. 7. Упражнение в различении [Х] –[Х’]: а) в звуковом ряду: к, х, к’, х’,т, х, к, х’, к, к’, х …; б) в слоговом ряду: ха, кя, хя, ки, хи, их, ик, хе, ка, хо, ох, хе…; в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, выхухоль, хирург, стихи, хлопушка, художник, халва, хищный, хоровод…; г) в игре «Наоборот»: ха-ха-ха – хя-хя-хя хо-хо-хо – хе-хе-хе хы-хы-хы – хи-хи-хи хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь
д) в упражнении с картинками на панно – игра «Четвёртый лишний»: кухня, муха, петух, мухи петух, хек, яхта, хобот петухи, хата, яхта, пух охотник, мох, тахта, пихта 8. Упражнение с картинками на развитие внимания и памяти игра «Запомни, повтори, положи» (3 картинки: хек-мухи-петухи) – 6 вариантов. 9. Физкультминутка: Ха-ха-ха и ха-ха-ха – увидали петуха, Хи-хи-хи и хи-хи-хи – в поле пели петухи. 10. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных игра «1-2-5-9» (припоминание названий рассмотренных ранее картинок на Х). Образец: 1-кухня, 2-кухни, 5-кухонь – 9-кухонь и т.д. 11. Отгадывание предметов по описанию с установкой на запоминание отгадок: Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой. (Хлеб) С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт.(Петух) Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег. (Пух) Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко, жужжит. (Муха) Игра «Запомни, повтори» (по цепочке). 12. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов): ах-ха-хап-хат-хак ох-хо-хоп-хок-хот их-хи-хик-хип-хит 13. Печатание буквы Х, слогов: ах, ха, хап, хат, хак. 14. Итог занятия: - произнесение, характеристика звуков [Х]-[Х’]; - припоминание картинок сначала на[ Х’], затем на [Х] в сочетании с притяжательными местоимениями мой, моя, моё – игра в мяч. (Припомнить картинки на [Х’] к слову мой и т.д). Подг.гр ФФН Занятие № 13. Тема: «Звуки К – Х».
Цель: 1. Произнесение и различение звуков. 2. Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот. 3. Закрепление согласования количественных числительных в косвенном падеже и существительных – договаривание предложений. 4. Упражнения с разрезной азбукой. 5. Печатание под диктовку слогов и слов. Оборудование: предметные картинки на [К], [Х] (конь, кот, коньки, книга, паук, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, кепка, , охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, дудка, будильник, конфета, окно, кофейник, лифт, гамак, хобот, панама, нога, на Х: кухня, хлеб, муха, мухи, петух,, петухи, хобот, хоккей, охотник,, хлев, хата, хек, яхта, хвоя, тахта, мох, ухо, пихта), тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Знакомство с темой – произнесение, сопоставление звуков (отрывистый, краткий – [К], длительный – [Х]). 4. Различение [К] – [Х]: а) в звуковых рядах: п, п’, к, х, т, к, х, п…; б) в слоговых рядах: ах, ак, оп, хо, ух, ку, их, ха…; в) в рядах слов: хлопушка, краски, крокодил, акробат, хоровод, хрустящий, картофель, карнавал, хворост, хвастать…; г) в словах по картинкам: хоровое проговаривание, отбор картинок на [К] ,[Х] – две команды; д) воспроизведение слоговых рядов: ка-ха-ха ха-ха-ка ка-ка-ха ха-ка-ка ка-ха-ка ха-ка-ха и т.д. е) игра «Наоборот»: ка – ха ак – ах сох – сок мах – мак ко – хо ок – ох мох – мок махать – макать ку – ху ук – ух бах – бах муха – мука кы – хы ык – ых сух – сук хатка – кадка кэ – хэ эк – эх 5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза (коллективные упражнения): а) звуковой анализ, синтез, преобразование, упражнения с разрезной азбукой: о + х = ох - ок – ток - тот – топ - пот а + х = ах - ак – как – так – тук – ток – кот – кто 6. Физкультминутка. 7. Упражнение в употреблении количественных числительных 1, 2, 5, 9 в косвенных падежах с существительными – игра «Скажи дальше» (осложнено припоминанием ребёнком названия индивидуальной картинки на [К] или [Х]): Рано утром мы услышали пение двух голосистых … . (1, 5, 9) Дети купали в реке пять вороных … . (1, 2, 9) Ласточка принесла своим птенчикам девять… . (1, 2, 5) Мама поставила на стол букет из пяти алых … . (9) В комнате пять широких … . (2, 1, 9) Дети сложили домик из девяти … . (5) Дети играли с пятью … . (2, 1, 9) Спортсмены вышли в море на двух … . (1, 5, 9) Слова: петух, кони, мухи, маки, окна, кубики, котята, яхты. 8. Итог занятия: - произнесение и сопоставление звуков [К] – [Х]; - игра «Закончи слово» (звуком [К] или [Х]): лу., мо., ме., со., песо., пу., ма., лопу., су., возду., носо., запа., вени., мая., успе., вено., гама. . - игра «Что изменилось?» (6 картинок на [К], [Х]). Подг.гр ФФН
Занятие № 14. Тема: «Звук и буква Ы».
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. 2. Звуковой анализ слогов без стечения согласных. Воспроизведение звуковых рядов со звуком [Ы]. 3. Образование и употребление именительного падежа множественного числа существительных с окончанием –ы. 4. Закрепление образования и употребления притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. 5. Печатание буквы Ы и слогов с нею. Оборудование: предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, панамы, пионы, тюльпаны), предметные картинки для образования именительного падежа множественного числа существительных (лифт, плита, вагон, ванна,лимон, удав, диван, клён, ива,липа, дуб, телефон, бант, лев, кот, пион, бинт, кофта, филин, конфета, антенна, альбом, автомат, панама), тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Знакомство с темой – проговаривание названий картинок на [Ы], выставленных на панно, запоминание, выделение звука [Ы], произнесение, характеристика звука. 4. Знакомство с буквой Ы: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание. 5. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, складывание из букв и преобразование слогов: ып – пы – ты – ыт – ык – кы – хы – ых – пых – пыт – тып 6. Воспроизведение слоговых рядов: Пы-ты-кы-хы пы-кы-хы-ты ых-ык-ып-ыт Ты-кы-хы-пы пы-хы-ты-кы ык-ып-ыт-ых Кы-хы-пы-ты пы-ты-кы-хы ып-ыт-ых-ык Хы-пы-ты-кы кы-хы-ты-пы ты-хы-кы-пы 7. Физкультминутка. 8. Упражнение в образовании и употреблении именительного падежа множественного числа существительных и притяжательных прилагательных с суффиксом –ин- - составление и преобразование предложений по предметным картинкам по данному образцу: У папы вагоны. – Это папины вагоны. У Тони тюльпаны. – Это Тонины тюльпаны. Дети выбирают картинки на панно, после выполнения задания уносят их к себе на столы. 9. Игры на развитие внимания и памяти: а) «Телефон» - припоминание названий картинок на Ы по цепочке. б) «Что изменилось?» - с 6 картинками. в) «Чего не стало?» - с9 картинками. г) «Назови картинку» - с 6 картинками. 10. Итог занятия: - с каким звуком сегодня знакомились? - какой он? - произнесение, характеристика звука [Ы]. Подг.гр ФФН
Занятие № 15. Тема: «Звуки Ы – И». Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков. 2. Звуковой анализ слов типа кит, пыль. Составление схем звукового состава. 3. Закрепление образования и употребления именительного падежа множественного числа существительных. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов. 5. Закрепление образования относительных прилагательных. Оборудование: предметные картинки на [Ы], [И] (дым, дыня, ягоды,лимоны, банты, губы, панамы, пионы, тюльпаны), предметные картинки на образование именительного падежа множественного числа существительных (лифт, плита, вагон, ванна, лимон,удав, диван, клён, ива, липа, дуб, телефон, бант, лев, кот, пион, бинт, кофта, филин, конфета, антенна, альбом, автомат, панама, дом, окно, утюг, мак, утка, паук, петух, губка, кухня, калитка, конь, умывальник, утёнок, телёнок ,оленёнок), сюжетная картинка «Тут будет сад», предметные картинки (деревья),тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Сообщение темы. 4. Произнесение, характеристика звуков. 5. Различение [Ы] – [И] ( две команды): а) в звуковом ряду: а, у, ы, и, о, у, а, и, а, ы…; б) в слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы…; в) в словах: мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, письма, сын, косынка, синий, носилки …; г) по картинкам на панно. 6. Игра «Наоборот»: Пы – пи быть – бить Ты – ти выть – вить Мы – ми забыть – забить Кы – Ки ныть – нить Хы – хи завыть – завить Ны – ни пылить – пилить Вы – ви заныть – за нить Ды – ди полы – поли Наблюдение за изменениями согласных в этих преобразованиях. Вывод: перед [И] согласные становятся мягкими (смягчаются предшествующие согласные). 7. Звуковой анализ слов: кит, тик, пыль, пых. 8. Составление схем звукового состава: кит, тик, пыль. 9. Упражнения с разрезной азбукой – внесение букв в схемы слов. 10. Закрепление образования и употребления именительного падежа множественного числа существительных – игра «Эхо» с картинками по образцу: Мак – маки Вагон – вагоны Дом – дома а) слова на звук [И] в конце слова; б) слова на звук [Ы] в конце слова; в) оставшиеся картинки на звук [А] в конце слова. 11. Составление рассказа по сюжетной картинке «Тут будет сад». а) подбор имён со звуком [И]: Дима, Витя, Инна, Алик; б)подбор названий деревьев со звуком[И]: липа ива, калина; в) составление рассказа с помощью вопросов: Что это? – Это дом. Какой это дом? – Это новый дом. Что видите у дома? – У дома поляна. Кто на поляне? – На поляне дети. Как зовут детей? (кто это?) – Это Алик, Дима, Витя, Инна. Что они делают? – Витя копает ямы. Дима и Алик поливают. А Инна помогает Вите копать ямы. Что тут будет? – Тут будут липы, ивы, калина. г) заучивание рассказа. 12. Закрепление образования относительных прилагательных – игра «Какой лист, какая ветка? какое полено?» (используются картинки: липа, ива, тополь, дуб, клён, калина). 13. Итог занятия. - произнесение и характеристика звуков; - припоминание названий картинок на [Ы], [И]. Подг.гр ФФН Занятие № 16. Тема: «Звуки М-М. Буква М»
Цель: 1. Произношение и различение звуков [М]-[М’]. 2. Звуковой анализ слов типа мак, Тима. Составление схем звукового состава. 3. Большая буква. 4. Преобразование деформированной фразы. 5. Знакомство с буквой М. 6. Печатание слогов, слов с буквой М. Оборудование: предметные картинки (мак, мох, маяк, панама, мойка, альбом, малина, мебель, муха, дом, домик, дым, майка, самолёт, сом, семь, комната, гамак, гном, лимон, медведь, автомат, пулемёт, бумага), тетради, карандаши, разрезные азбуки. Ход занятия. 1. Оргмомент (назвать изученные гласные, согласные). 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Знакомство с темой – выделение [М]-[М’] из слов: Молоток, гастроном, трамвай – [М]; Медвежонок, пирамида, семь –[ М’]. 4. Произношение и характеристика звуков: М – согласный, твёрдый, губной. М’ – согласный, мягкий, губной. Знакомство с буквой М. 5. Звуковой анализ, преобразование слов, составление слов из букв разрезной азбуки, составление схем слов: мак – мок – ком – том – там – Тима. 6. Физкультминутка. 7. Различение звуков [М]-[М’]: а) игра «Наоборот»: ма – мя ам – амь мять – мо - ом - Мила – му - ум - мил – мы - ым - мял – б) воспроизведение слоговых рядов: ма-ма-мя мя-мя-ма ма-мя-мя мя-ма-ма ма-мя-ма мя-ма-мя и т.д в) в словах по картинкам на панно: - сначала отбирают картинки на [М’] - по оставшимся картинкам на [М] отбирают слова со звуко [М] в конце, начале, середине слова – определяется место звука [М] в словах. 8. Развитие внимания и памяти – игры «Что изменилось?», «Назови указанную картинку», «Запо 13 января 2025 в 13:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.