|
Индивидуальный план (заикание)
Индивидуальный план логопедической работы.
Данный план составлен для детей, которые имеют логопедическое заключение: заикание.
План рассчитан на реализацию в течении одного учебного года. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 20 минут, при этом время может быть изменено в зависимости от состояния и реальных возможностей ребенка.
Направления работы:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Перспективное планирование логопедической работы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 этап - Работа над дыханием, артикуляцией, голосом |
1. |
* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-без фонации,
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.
* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.
* Координация речи и движений рук:
-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,
-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,
-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"),
-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").
* Развитие общей и мелкой моторики. |
Сентябрь, октябрь, |
2 этап - Работа над словами и простой фразой |
2. |
* Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).
* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.
* Постановка диафрагмального речевого дыхания:
-упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ,
-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:
1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце),
2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.
* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.
* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.
* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).
* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)
* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях. |
Ноябрь, декабрь, январь |
3 этап - Работа над фразой |
3. |
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.
* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.
* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.
* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:
1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:
-автоматизированные ряды,
-спряжение предложений,
-ответы на вопросы,
2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:
-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,
-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,
-стихотворная речь.
* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.
* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.
* Пересказ.
* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:
-описательного рассказа о предмете, игрушке,
-рассказа по картине,
-сюжетного рассказа по серии картин,
-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки").
* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо").
* Координация речи и движений в играх и упражнениях. |
Февраль, апрель, март, май |
Учитель-логопед __________
13 января 2025 в 13:04
|